Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Служба сопровождения замещающих семей

Сопровождение замещающих семей, функционирующих на территории Каменского района, осуществляет государственное казенное учреждение социального обслуживания  Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Донецкий центр помощи детям».

Руководитель – Разинкова Елена Ивановна

Адрес: 346330 Ростовская область, г. Донецк, пер. Карбышева 32


телефон: 8 (86368) 2-75-88

электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

сайт: detdomdonetsk.ru

Часы приема граждан: понедельник-пятница с 900 - 1800, суббота, воскресенье с 900 - 1500

Cемейные формы устройства

На сегодняшний день законодательством предусмотрены следующие формы семейного устройства:

- усыновление
- опека и попечительство
- приемная семья

Опека и попечительство

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними - от 14 до 18 лет. Функции по опеке (попечительству) над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, а также органами опеки и попечительства.

В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным.              
Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет права и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок. Кроме того есть еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданском Кодексе РФ.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), установлена выплата денежных средств. Размер денежной выплаты устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (это решает опекун или попечитель).

Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста

Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.

Приемная семья

Приемная семья – это форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемные родители - граждане (супруги или отдельные граждане), взявшие на воспитание в приемную семью ребенка-сироту и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Приемный ребенок- ребенок, переданный на воспитание в приемную семью – ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет.

Приемный ребенок находится на полном государственном обеспечении.

Передача ребенка на воспитание в приемную семью осуществляется на основании договора, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями по месту нахождения ребенка, в котором указывается размер оплаты труда приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, определяется срок, на который ребенок передается в приемную семью, а также указывается организация контроля.

Число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей не должно превышать 8 человек.

Усыновление

Усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Тайна усыновления охраняется законом.

Усыновителями могут быть совершеннолетние граждане, которые:

не лишались (не ограничивались) родительских прав;

не признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);

не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);

не имеют судимости;

не имеют заболеваний, не позволяющих усыновить ребенка;

имеют постоянное место жительства;

имеют жилье, соответствующее санитарно-техническим нормам;

имеют доход, обеспечивающий усыновленному ребенку прожиточный минимум.





Перечень документов

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, попечителем, приемным родителем, усыновителем представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление);

б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

к) автобиография;

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Об изменениях, внесенных в законодательство Российской Федерации и Ростовской области

Уважаемые усыновители, кандидаты в опекуны!

Довожу до Вашего сведения, что в законодательство Российской Федерации внесены изменения в части устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 №558 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» утверждены изменения в части передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на усыновление, под опеку (попечительство) и иные установленные семейным законодательством Российской Федерации формы, а также временной передачи детей, находящихся в детских домах.

I. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 г. №275:

1. Новая редакция подпункта 2 пункта 6 устанавливает, что:

- справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, должна быть предоставлена за последние 12 месяцев (в предыдущей редакции указанный период отсутствовал);

- вместе с указанной справкой или вместо нее может быть предоставлен иной документ, подтверждающий доход указанного  лица (в предыдущей редакции было четкое указание, что иным документом может быть только копия декларации о доходах);

- документ о доходах (справку с места работы и (или) иной документ, подтверждающий доход) может быть  предоставлен супругом (супругой) лица, желающего усыновить ребенка (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала).

2. Пункт 6 дополнен подпунктом 9, в соответствии с которым гражданин, желающий усыновить ребенка, для получения заключения о возможности быть усыновителем должен предоставить в органы опеки и попечительства копию пенсионного удостоверения, справку из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа осуществляющего пенсионное обеспечение.  

В случае если гражданином не был самостоятельно представлен указанный документ, то он запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.

II. Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 №423.

1. Новая редакция подпункта «б» пункта 4 устанавливает, что документ о доходах (справка с места работы и (или) иной документ, подтверждающий доход) может быть  предоставлен супругом (супругой) лица, выразившего желание стать опекуном (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала).

2. Пункт 4 дополнен подпунктом «л», в соответствии с которым гражданин, выразивший желание стать опекуном, для получения заключения о возможности быть опекуном должен предоставить в органы опеки и попечительства копию пенсионного удостоверения, справку из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа осуществляющего пенсионное обеспечение.  

В случае если гражданином не был самостоятельно представлен указанный документ, то он запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.

3. Срок действия медицинского заключения о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, продлен до 6 месяцев (в предыдущей редакции - 3 месяца).

III. Правила временной передачи детей, находящихся в  организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 г. №432.

1. Внесены изменения в перечень документов, которые гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства (подпункт «в» пункта 10 признан утратившим силу), то есть гражданин предоставляет в органы опеки и попечительства только:

а) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

б) справку органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие обстоятельств, указанных в подпункте "д" пункта 9 Правил;

в) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных в подпункте "е" пункта 9 настоящих Правил, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением (в предыдущей редакции необходимо было предоставление выписки из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи).

2. Заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина действительно в течение 2 лет со дня его подписания (в предыдущей редакции -1 год).

3. В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина выписку  из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала).

В случае если указанный документ не был предоставлен гражданином самостоятельно, то он запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала).

4. Срок оформления органом опеки и попечительства заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, установленный пунктом 12 настоящих Правил, может быть продлен до получения органом опеки и попечительства документов, указанных в пунктах 13 и 16 настоящих Правил, но не более чем на 7 дней ( в предыдущей редакции-15 дней).

5. Сокращен срок принятия руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решения о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина или об отказе в такой передаче до 7 дней со дня представления гражданином документов (в предыдущей редакции-15 дней).

Федеральным  законом от 02.07.2013 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  (далее- Федеральный закон)внесены следующие изменения:

I. Федеральный  закон от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Установлены дифференцированные выплаты при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью. Так, статья 12.2 дополнена частью второй следующего содержания: «В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие с 1 января 2013 г. выплачивается в размере 100 тысяч рублей на каждого такого ребенка».

II. Семейный кодекс Российской Федерации

1. Внесены изменения в статью 127 «Лица, имеющие право быть усыновителями»:

- не могут усыновить ребенка лица, «которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих» (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала);

- медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала);

- снято ограничение в усыновлении с  лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам (абзац двенадцатый признан утратившим силу);

- не требуется прохождение подготовки в школе принимающих родителей для лиц, которые желают усыновить ребенка, если  они являются или являлись опекунами (попечителями) детей и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (в предыдущей редакции подготовка не требовалась только, если лица были усыновителями и в отношении них усыновление не было отменено);

2. Внесены изменения в статью 146 «Опекуны (попечители) детей»:

- не требуется прохождение подготовки в школе принимающих родителей для лиц, которые желают принять ребенка под опеку, если  они являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено (в предыдущей редакции подготовка не требовалась, если лица являлись или являются опекунами (попечителями) детей и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

- не могут быть опекунами лица, «которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих» (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала);

- медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала);

3. Внесены изменения в статью 155.2 «Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов» Семейного кодекса Российской Федерации:

- увеличен срок временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации,  до 3 месяцев, а при наличии исключительных обстоятельств - до 6 месяцев (в предыдущей редакции-1 и 3 месяца соответственно);

4. В соответствии с Федеральным законом изменения вносятся в  ст.122 «Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей» Семейного кодекса РФ и в Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Однако, обращаю Ваше внимание, что они вступают в силу  с 01.01.2015 года.  Поэтому порядок формирования и использования регионального банка данных до указанного срока остается прежним.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской  Федерации» предусмотрено увеличение с 1 января 2013 г. социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы до 8704 рублей в месяц.

Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля  2013 г. №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» с 1 января 2013 г. устанавливаются ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным  лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) -в размере 5500 рублей.

Заместитель министра М.А.Мазаева