Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Об изменениях, внесенных в законодательство Российской Федерации и Ростовской области

Уважаемые усыновители, кандидаты в опекуны!

Довожу до Вашего сведения, что в законодательство Российской Федерации внесены изменения в части устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 №558 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» утверждены изменения в части передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на усыновление, под опеку (попечительство) и иные установленные семейным законодательством Российской Федерации формы, а также временной передачи детей, находящихся в детских домах.

I. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 г. №275:

1. Новая редакция подпункта 2 пункта 6 устанавливает, что:

- справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, должна быть предоставлена за последние 12 месяцев (в предыдущей редакции указанный период отсутствовал);

- вместе с указанной справкой или вместо нее может быть предоставлен иной документ, подтверждающий доход указанного  лица (в предыдущей редакции было четкое указание, что иным документом может быть только копия декларации о доходах);

- документ о доходах (справку с места работы и (или) иной документ, подтверждающий доход) может быть  предоставлен супругом (супругой) лица, желающего усыновить ребенка (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала).

2. Пункт 6 дополнен подпунктом 9, в соответствии с которым гражданин, желающий усыновить ребенка, для получения заключения о возможности быть усыновителем должен предоставить в органы опеки и попечительства копию пенсионного удостоверения, справку из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа осуществляющего пенсионное обеспечение.  

В случае если гражданином не был самостоятельно представлен указанный документ, то он запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.

II. Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 №423.

1. Новая редакция подпункта «б» пункта 4 устанавливает, что документ о доходах (справка с места работы и (или) иной документ, подтверждающий доход) может быть  предоставлен супругом (супругой) лица, выразившего желание стать опекуном (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала).

2. Пункт 4 дополнен подпунктом «л», в соответствии с которым гражданин, выразивший желание стать опекуном, для получения заключения о возможности быть опекуном должен предоставить в органы опеки и попечительства копию пенсионного удостоверения, справку из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа осуществляющего пенсионное обеспечение.  

В случае если гражданином не был самостоятельно представлен указанный документ, то он запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.

3. Срок действия медицинского заключения о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, продлен до 6 месяцев (в предыдущей редакции - 3 месяца).

III. Правила временной передачи детей, находящихся в  организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 г. №432.

1. Внесены изменения в перечень документов, которые гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства (подпункт «в» пункта 10 признан утратившим силу), то есть гражданин предоставляет в органы опеки и попечительства только:

а) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

б) справку органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие обстоятельств, указанных в подпункте "д" пункта 9 Правил;

в) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных в подпункте "е" пункта 9 настоящих Правил, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением (в предыдущей редакции необходимо было предоставление выписки из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи).

2. Заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина действительно в течение 2 лет со дня его подписания (в предыдущей редакции -1 год).

3. В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина выписку  из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала).

В случае если указанный документ не был предоставлен гражданином самостоятельно, то он запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала).

4. Срок оформления органом опеки и попечительства заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, установленный пунктом 12 настоящих Правил, может быть продлен до получения органом опеки и попечительства документов, указанных в пунктах 13 и 16 настоящих Правил, но не более чем на 7 дней ( в предыдущей редакции-15 дней).

5. Сокращен срок принятия руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решения о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина или об отказе в такой передаче до 7 дней со дня представления гражданином документов (в предыдущей редакции-15 дней).

Федеральным  законом от 02.07.2013 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  (далее- Федеральный закон)внесены следующие изменения:

I. Федеральный  закон от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Установлены дифференцированные выплаты при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью. Так, статья 12.2 дополнена частью второй следующего содержания: «В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие с 1 января 2013 г. выплачивается в размере 100 тысяч рублей на каждого такого ребенка».

II. Семейный кодекс Российской Федерации

1. Внесены изменения в статью 127 «Лица, имеющие право быть усыновителями»:

- не могут усыновить ребенка лица, «которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих» (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала);

- медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала);

- снято ограничение в усыновлении с  лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам (абзац двенадцатый признан утратившим силу);

- не требуется прохождение подготовки в школе принимающих родителей для лиц, которые желают усыновить ребенка, если  они являются или являлись опекунами (попечителями) детей и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (в предыдущей редакции подготовка не требовалась только, если лица были усыновителями и в отношении них усыновление не было отменено);

2. Внесены изменения в статью 146 «Опекуны (попечители) детей»:

- не требуется прохождение подготовки в школе принимающих родителей для лиц, которые желают принять ребенка под опеку, если  они являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено (в предыдущей редакции подготовка не требовалась, если лица являлись или являются опекунами (попечителями) детей и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

- не могут быть опекунами лица, «которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих» (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала);

- медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в предыдущей редакции указанная норма отсутствовала);

3. Внесены изменения в статью 155.2 «Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов» Семейного кодекса Российской Федерации:

- увеличен срок временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации,  до 3 месяцев, а при наличии исключительных обстоятельств - до 6 месяцев (в предыдущей редакции-1 и 3 месяца соответственно);

4. В соответствии с Федеральным законом изменения вносятся в  ст.122 «Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей» Семейного кодекса РФ и в Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Однако, обращаю Ваше внимание, что они вступают в силу  с 01.01.2015 года.  Поэтому порядок формирования и использования регионального банка данных до указанного срока остается прежним.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской  Федерации» предусмотрено увеличение с 1 января 2013 г. социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы до 8704 рублей в месяц.

Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля  2013 г. №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» с 1 января 2013 г. устанавливаются ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным  лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) -в размере 5500 рублей.

Заместитель министра М.А.Мазаева